Староверы в Преображенском.


   Пешеходная экскурсия. 2 часа. Школьники 9 – 11 классов, взрослые посетители. Экскурсия посвящена образованию в Преображенском одного из центров староверия, истории и жизни Преображенского богаделенного дома, благотворительной и просветительской деятельности староверческой общины. Экскурсанты познакомятся с архитектурным ансамблем Мужского и Женского дворов Преображенской богадельни, их прототипами, осмотрят наиболее интересные захоронения Преображенского кладбища. Маршрут: Сквер на месте центра Преображенской солдатской слободы; Мужской двор Преображенской богадельни (Успенская часовня, Колокольня, Троицкая часовня, Жилые корпуса); Женский двор Преображенской богадельни (Крестовоздвиженская часовня, Жилые корпуса); Никольская часовня (на кладбище); Могила И.А. Ковылина – основателя Преображенской богадельни; Семейные захоронения известных староверческих купеческих родов (Гучковы, Зимины, Морозовы, Егоровы).

Стоимость экскурсии: до 10 человек -4500 рублей.
10-15 человек – 6000 рублей.
15-25 человек – 9600 рублей.
Пенсионеры, инвалиды – 130 рублей с человека.

  • st
  • st1
  • str
  • str2
  • str3
  • str4
  • str5
  • str6

 

ПРЕОБРАЖЕНКА. СТРАНИЦЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ.

   Пешеходная экскурсия. 1 час. Школьники 6 – 11 классов, взрослые посетители. Экскурсия знакомит с событиями военной истории России, отразившимися в истории Преображенского. Посетители узнают о жизни дворцового села, солдатской слободы, одного из первых «военных городков» России, историю Преображенского полка. Так же речь пойдет о жизни Преображенского в годы Великой Отечественной войны, первом воинском мемориале Москвы, где был зажжен Вечный огонь. Маршрут: Памятный знак в честь Преображенского полка; Храм Преображения Господня; Памятник первому солдату С.Л. Бухвостову; Ансамбль Преображенского богаделенного дома (обзорно); Воинский мемориал на Преображенском кладбище.

Стоимость экскурсии: до 10 человек - 3000 рублей.

10-15 человек – 4200 рублей.

15-25 человек – 6250 рублей.

Пенсионеры, инвалиды – 100 рублей с человека.

Все экскурсионные программы и занятия для детских домов, интернатов, учреждений для детей с ограниченными способностями, детских и взрослых групп комитетов социальной опеки граждан проводятся бесплатно по предварительной записи.

  • voen
  • voen2
  • voen3
  • voen4
  • voen5
  • voen6
  • voen7
  • voen8

 

«МУЖЧИНА-ЗАЩИТНИК – В ОДЕЖДАХ ПРАПРАДЕДОВ»

Приглашаем школьников, студентов, взрослых, семейные группы
на интерактивную программу о русской мужской одежде допетровского времени!

Так сложилось в русской культуре исторически: произнося слово «мужчина» мы подразумеваем не просто представителя сильного пола, но Защитника. Кем бы он ни приходился нам – отцом, сыном, братом, другом, просто прохожим, - мы хотим быть уверенными, что от него исходит воля защитить. Защитить Добро, Правду, друзей, родных, Родину. Наши прапрадеды знали, что от них ждут защиты – и в случае беды на защиту вставали.
О том, что они ни на минуту не забывали об этой мужской чести, об этом мужском долге, говорит весь строй русской мужской одежды допетровского времени. Высокие звания вырастали именно из воинской доблести: стрельцы и князья, бояре и цари – все они прежде всего защитники. Каждая деталь их костюма: рубаха, пояс, епанча, чуга – напоминают об этом.
Давайте же узнаем о мужской доблести Защитника, которую наши предки носили в сердце и древнерусском платье! Примерим вещи «из сундуков», и нам многое откроется о «могучем, лихом племени» наших прапрадедов. Наверняка и своим потомкам они завещали мужскую доблесть – даже через костюм!

 

БЕЛЫЙ КОНЬ ПОБЕДЫ.

Вас ждет увлекательный рассказ про лошадей, похожий на игру. Вы узнаете много нового, необычного, увлекательного:
- о происхождении лошади и ее путешествии через века и континенты;
- об окрасах и статях лошади;
- о значении лошади в мировой, славянской и русской культурах;
- о знаменитых конях царей и полководцев;
- о том, как лошадь вошла в мир детской игры.
Мы будем вспоминать мифы, сказки и предания о лошадях. Будем разгадывать лошадиные загадки. Поиграем в лошадиные игрушки.
Наша встреча будет сопровождаться показом исторических памятников и портретов лошадей, лошадиных мест планеты и русских легендарных лошадей. В нашем районе парков и аттракционов мы особо поговорим о том, почему именно лошадке выпало стать первой каруселью.
Особый рассказ о конях маршалов Жукова и Рокоссовского.
А еще мы вместе будем петь про коней под гитару…

  • bk
  • bk2
  • bk3
  • bk4

 

 ВАЛЬС РУССКИЙ ИГРАЛ НАШ СОЛДАТ.

Наша Преображенка – это история ратной славы России, от первых потешных полков до сквера гвардейской славы Преображенского полка сегодня.
Здесь по-особому вписаны в городское пространство Москвы истории тех, кто «душу полагал за други своя».
Перед лицом опасности дружба проявляется ярче, чем в мирной повседневности.
В ряд военных друзей с началом ХХ века встал и вальс.
Говорить о вальсе и его военном пути, рассматривая исторические памятники культуры, нельзя без самого вальса.
Мы вместе споем их по ходу рассказа под гитару, - ведь вальс это салют Победы!

 

Общеобразовательные, интерактивные занятия

 

   На этих занятиях мы в легкой и увлекательной форме поговорим на самые разные темы. Вы увидите и узнаете много интересного даже о том, о чем, казалось бы, ничего нового и узнать нельзя! А еще мы, конечно, споем под аккомпанемент гитары любимые песни, а их знакомые тексты, может быть, откроются для Вас в новом свете!

 РУССКИЙ КОСТЮМ.

Разговор пойдет не о том костюме, который мы привычно называем народным, а о его предке. Мы расскажем вам абсолютно неизвестное, но очень увлекательное о том костюме, который носили до Петра I русские цари и бояре… и наши прабабушки и прадедушки, даже если они не были аристократами.
Этот костюм по-особому чтут люди древнего благочестия – и говорить о таком костюме тем более интересно здесь, в местах, хранящих старообрядческие традиции.
Мы не просто расскажем – мы примерим этот костюм на вас, чтобы можно было почувствовать на себе «вес» русского средневековья.
А вы сможете сделать маленькую фотосессию на память.

 

 

 

«КОКОШНИК, ШУБКА… ЕПАНÉЧКА». ЖЕНСКИЙ ДОПЕТРОВСКИЙ РУССКИЙ КОСТЮМ.

Думаете, что только современные женщины заимствуют у мужчин одежду: джинсы, брюки, пиджаки?
Нет, еще наши прапрабабушки «тащили» из сундуков наших прапрадедушек их удивительные одежды. И совсем не потому, что «это – удобно». Они заимствовали у мужчин одежду, чтобы быть настоящими… женщинами!
Может, будем разгадывать тайны платья старинных боярынь вместе? Примерим их.. сфотографируемся! Получится диковинная «фотосессия».
Приходите!

  • rjk
  • rjk2
  • rjk3
  • rjk4
  • rjk5
  • rjk6
  • rjk7
  • rjk8

 

" О ЧЕМ ЗВОНЯТ КОЛОКОЛА"

Колокола и колокольчики в современном мире: ряд ассоциаций – первый звонок в школе, сувенирные колокольчики, рыболовные, бубенцы на повозках, колокольный звон на Пасху. Колокольчик как сигнальный инструмент. Колокола в культуре разных народов. Бронзовый век – 3-4 тыс. до н. э.
Дорогие наши друзья! А знаете ли Вы откуда пришли к нам колокола? Как звонили наши далекие предки, какие секреты были у средневековых мастеров - литейщиков, как рождается звук колокола, почему откололся кусок от Царь-колокола? Это и многое - многое другое Вы узнаете из увлекательных лекций под общим названием "О чем звонят колокола".

  • kolokola
  • kolokola2
  • kolokola3
  • kolokola4

 

СОЛНЦЕ НА ВСЕ ВРЕМЕНА.

Рассказ-игра о привычном и неизвестном из многовековой истории кошки.
Кошки древней культуры, кошки русских царей, кошки сказок и преданий и сегодняшние знакомцы по дворам, фильмам и мультикам…
Мы поиграем в кошачьи «талисманы», примерим на себя кошачьи образы.
Мы будем рассматривать исторических, героических, выдающихся кошек и наших домашних любимцев.
А еще мы вместе будем петь про кошек под гитару
Это будет такой разговор, в котором вы еще не участвовали!

ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ…

Наш с вами район Москвы по-особому птичий – что необычно для такого большого города, как наша столица. Птицы живут здесь в лесах и парках близ наших домов и в чащах Лосиного острова, Сокольников. Измайловский лес – это главная база наблюдений ученых за птицами, здесь ведет свою работу «Союз охраны птиц России». Живут птицы и в названиях наших улиц и округов.
Наш очень интересный рассказ – о птицах в легендах и сказках. О птицах в звуках и красках. О птицах в знаках и символах, в наших вещах и традициях.
И конечно, птицы-игрушки и их смысл.
Все это откроется вам в иллюстрированном рассказе, песнях о птицах, которые мы споем вместе под гитару.
Вы узнаете много нового и проявите свои знания и наблюдательность.

  • shto_n_p
  • shto_n_p2
  • shto_n_p3
  • shto_n_p4

 

 ТАКОЙ СЛОЖНЫЙ ПРОСТОЙ ПЛАТОК.

Наверное, многие слышали от близких и чужих людей такие немудреные слова: «пришла в храм – надень платок», и дома около зеркала: «платок на голову – как в деревне»…
Мы любим платок или нет? Мы знаем платок или нет? Или думаем, что тут и знать нечего?
Приходите, и мы расскажем:
- когда возник русский платок;
- чем русский платок связан с платками древних культур и чем отличается;
- какие платки считаются нашим национальным достоянием и приносят России славу;
- как платок хранит страницы русской военной и священной истории;
- какие платки были «модными», а какие милыми всегда;
- какие знаменитые люди стоят за историей русского платка.
Мы будем рассказывать, показывать иллюстрации и живые исторические платки, к которым вы сможете прикоснуться. Мы покажем, как использовали и завязывали платок.
И конечно, вместе будем под гитару петь про платок – ведь ему посвящены такие песни и романсы!..

  • platok

 


ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТ НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ РОССИЙСКОГО НИИ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМ. Д.С. ЛИХАЧЕВА С.А. ЗУЙКОВА, И.В. ПРИВАЛОВ.

Продолжительность занятий 1час 15 – 1 час 30 минут.
Школьники 9-11 класс, студенты, взрослые.
Стоимость занятий до 10 человек – 4500 рублей.
От 10 до 15 человек -5250 рублей.
От 15 до 25 человек – 8750 рублей.
Пенсионеры, инвалиды – 150 рублей с человека.

История Русского костюма для детей 9-12 лет.
Стоимость занятий до 10 человек - 6000 рублей.
От 10 до 15 человек – 8250 рублей.
От 15 человек – 550 рублей с человека.

   

Все занятия для детских домов, интернатов, учреждений для детей с ограниченными способностями, детских и взрослых групп комитетов социальной опеки граждан проводятся бесплатно по предварительной записи.

 

   Наша Художественная Студия «АРТМОСФЕРА» находится в одном и удивительных  исторических  мест города. Именно это место, когда-то сыграло огромную роль в истории,     как  города  Москвы, так  и преобразования всей России.

    Небольшая историческая справка поможет Вам, не только ознакомиться с тем уникальным       местом, в которое вы собираетесь приехать, но и окунуться в глубь ушедших событий, ощутить дух   времен формирования государства Российского и города Москвы.  Ждем Вас в гости.

 "Преображенское, или Преображенск, как его называли в Петровское время, явился в полном   смысле слова столицей преобразования России, пока оно начиналось, зарождалось в Москве", - писал историк Москвы XIX века Иван Забелин.

   Преображенское. Впервые это название упоминается в летописи в 1661 году в связи со строительством здесь Потешного дворца. Появилось оно на дороге Стромынке, или, как ее еще называли, Хомутовке, ведущей в Суздаль, Кострому, Нижний Новгород. Рядом, в сокольничих полях, любил охотиться царь Алексей Михайлович. Живописные когда-то берега Яузы покорили его, и повелел царь возвести здесь летний дворец, а также заложить сады и огороды.

   А что же на этих землях было раньше? В первой половине XV века на правом берегу Яузы стояла небольшая деревенька и принадлежала она боярину Дмитрию Руне (Рунову), отцу прославленного воеводы. Затем земли перешли к Алексеевскому женскому монастырю, основанному еще около 1360 года митрополитом Алексием по желанию его сестер Евпраксии и Юлии. Писцовая книга 1573-1574 года указывает, что была на месте сегодняшнего Преображенского деревня Мельница с "худой" землей. Ее именовали также Собакиной пустошью, вероятно, по ранним владельцам. В 1622 году настоятельница Алексеевского монастыря отдала эти земли в оброк князю Ивану Барятинскому в пожизненное владение. Князь возобновил здесь мельницу, возведенную когда-то "колдуном" Хапило, и построил плотину. Однако эти земли очень скоро снова стали монастырскими. В 1657 году Алексей Михайлович Романов, которому полюбились эти места, приобрел у Алексеевского монастыря несколько десятин земли по обоим берегам Яузы, основав там одну из загородных охотничьих резиденций. А в 1661 году на берегу Яузы появились первые полотняные церкви Успения и Преображения. В 1669 году стрельцами возводится деревянная пятиглавая церковь Воскресения Христа. Удивителен был ее иконостас, выполненный лучшими русскими иконописцами Оружейной палаты конца XVII начала XVIII века Кириллом Улановым и Полуектом Никифоровым. Талантливый зоограф Никифоров от рождения был безруким и образ Спаса Нерукотворного писал, держа кисть губами. К сожалению, все работы талантливого мастера утрачены.

   В 1672 году в Преображенском, неподалеку от царских покоев, была построена первая комедийная хоромина. Душой театрального дела или, говоря современным языком, главным продюсером был Артамон Матвеев, воспитатель Натальи Кирилловны Нарышкиной - второй жены Алексея Михайловича и матери Петра Первого.

   Преображенское эпохи Петра Алексеевича - стало новой страничкой в истории района. После венчания на царство царевичей Петра и Ивана Алексеевичей в 1682 году и стрелецкого бунта Петр вместе с матерью был удален от правления и дворцовой жизни. Жили они в основном в Преображенском. Для развлечений, игр и забав Петр набрал себе товарищей из детей приближенных бояр, дворян и служителей. Он не только играл в военные игры, но и устраивал настоящие учения с вооруженными солдатами. Из этих "потешных" солдат в 1687 году сформировались два доблестных полка - Преображенский и Семеновский, ставшие основой армии Петра Великого. В 1688 году Петр I спустил на Яузу первый ботик. Так на левом берегу Яузы началось строительство русских судов. Здесь по образцу голландской галеры изготовили части 22 галер 4 брандеров. Именно эти суда принесли победу Петру под Азовом. Так, Преображенское, далекое от морей и крупных судоходных рек, оказалось причастным к первым страницам истории отечественного флота. Дворец, возведенный Алексеем Михайловичем, ветшал. И тогда в 1692 году на левом берегу Яузы строится новый Преображенский дворец. Он был очень скромным и простым в убранстве. Неподалеку от него находилась Съезжая изба, где собирались деловые люди и вершили государственные дела. С 1697 года Генеральный двор преобразовывается в Преображенский приказ. Это одна из самых печальных страниц истории не только Преображенского, но и всей России. Сюда, в Преображенское, привозили стрельцов, участвовавших в бунте и всех инакомыслящих. С мятежниками расправлялись самым жестоким образом. Их допрашивали, пытали и казнили. Сажали на кол, выкалывали глаза. Кровь лилась рекой. Через Преображенское прошло много дел. Разбиралось здесь и дело царевича Алексея Петровича, насильно возвращенного из-за границы.

   С возникновением Петербурга Петр покидает Москву… А после смерти императора Преображенское теряет военный уклад, и уже к 1730-му году здесь в основном проживают разночинцы. Прошло триста лет, а в названиях улиц и переулков Преображенского и ныне звучит эпоха Петра. Это улицы Бухвостова и 9-я Рота, Потешная, Барабанный переулок и другие.

   В 1742 году было закончено строительство Камер-Коллежского вала, и Преображенское стало московской окраиной. Здесь строится каменная Преображенская застава, появляются рынок и кабак.

   В 1743 году сержант Преображенского полка купил на свои деньги деревянный сруб в Семеновской слободе и привез его в Преображенское, чтобы устроить полковую церковь. В 1747 году она была освящена во имя Петра и Павла. А еще через три года местный священник Петр Фадеев освятил при церкви престол во имя Спаса Преображения, ставший позднее главным. В 1768 году храм был перестроен в каменный. Полковую церковь очень любил Преображенский гвардейский полк, дислоцировавшийся уже в Санкт-Петербурге. Посещая Москву, гвардейцы всегда посещали и храм, где в честь них проходил молебен. В иконостасе находилась икона, подаренная Преображенским полком. Церковь простояла до 1964 года. Ее взорвали во времена хрущевской оттепели, когда прокладывали метро. Не смогли его отстоять ни старушки, круглосуточно дежурившие у храма, ни 90-летний английский ученый лорд Бертран Рассел, ни французский писатель Франсуа Мориак. Однако станцию построить так и не удалось, она обвалилась. О первой полковой церкви напоминает деревянный крест. В 1999 году Московской Патриархией был зарегистрирован приход церкви Спаса Преображения.

   Но вернемся к XVIII веку - новому этапу в развитии Преображенского, связанному, прежде всего со старообрядчеством. В 1771 году в Москве свирепствовала чума. Она уносила тысячи жизней. Люди, доведенные до отчаяния, бежали из Москвы, невольно становясь распространителями страшной болезни. Богатый купец-старообрядец Илья Ковылин получает разрешение на строительство карантинного дома и лазарета. Он арендует у черкизовского купца землю и строит Преображенский богадельный дом. Так в Преображенском возникает община беспоповского толка федосеевского согласия, и село становится крупным старообрядческим центром. В это же время появляется и Преображенское кладбище.

   В1784 году начинается строительство двух старообрядческих монастырей. Автором этого великолепного ансамбля является архитектор Ф.К. Соколов. В этом же году возводится и Успенская часовня. В 1809 году старообрядцы получают разрешение называть их монастыри Богадельным домом, а через два года строится Крестовоздвиженская часовня.

   В 1865 году часть территории монастыря отошла к вновь организованному Никольскому единоверческому монастырю. Он был открыт на территории мужского отделения Преображенского богадельного дома. На территории же Никольского единоверческого монастыря находится храм святителя Николая, построенный в конце XVIII века как соборная часовня старообрядческой общины. В 50-е годы XIX века он был освящен как единоверческий храм. Главный его престол посвящен святому Николаю, правый - Успению пресвятой Богородицы. В настоящее время старообрядцам принадлежит только единый придел. Другую половину занимает православная церковь.

   В храмах и часовнях монастырей до самой революции находились громадные собрания древних икон, а также уникальная Хлудовская библиотека Преображенского монастыря, которая по ценности была второй после Румянцевской. Вблизи Преображенской старообрядческой общины селилось много приверженцев этой веры.

   Селись они и в Черкизове. Это село на 300 лет старше Преображенского, и у него своя удивительно интересная история. Ведь именно в Черкизове в течение нескольких столетий находилась летняя резиденция митрополитов. Эти земли когда-то принадлежали золотоордынскому царевичу Серкизу, принявшему крещение и получившему христианское имя Иван. Недолго он владел селом и продал его соплеменнику Илье Азакову, который и поставил в честь своего покровителя деревянную церковь Илии Пророка. В скором времени эти земли покупает митрополит Алексий, воспитатель Дмитрия Донского, и после его смерти Черкизово отходит к Чудову монастырю. В 1690 году на месте деревянной церкви возводится новый каменный храм. Теперешний свой вид он приобрел в 60-х годах ХIХ столетия, когда был устроен алтарь в Честь Воздвижения Честного Креста Господня. С двумя приделами, во имя пророка Илии и святителя Алексея. У этого храма счастливая судьба. Он никогда не закрывался. Рядом находилась митрополичья дача, построенная талантливым архитектором Карнеевым, мастером деревянного русского зодчества. Здесь любил отдыхать Апостол Америки и Сибири, как его называли, святитель Иннокентий.

   Черкизово, в отличие от Преображенского, вошло в состав Москвы только в начале ХХ века, правда формально. Вплоть до 60-х годов, пока деревня не вошла в Куйбышевский район Москвы, почтовый адрес указывали: Москва, деревня Черкизово.

   На протяжении нескольких веков по-разному складывалась судьба Преображенского и Черкизова. Теперь это один, монолитный район Восточного округа. В нем более 50 улиц, переулков и площадей. И в них отражена вся история не только района или Москвы, но и России.

   Основные исторические даты Преображенского

  • 1661 год - первое упоминание о селе Преображенском.
  • 1672 - строительство первого театра ("комедийной хоромины").
  • 1683 - 1691 - формирование потешных полков.
  • 1684 - строительство потешной крепости Пресбург.
  • 1688 - пуск на воду первого ботика.
  • 1690 - построена большая пильная мельница.
  • 1692 - строительство нового Преображенского дворца на левом берегу Яузы.
  • 1692 - Преображенский приказ получает исключительное право следствия и суда.
  • 1696 - 1697 - возникновение Хамовного двора.
  • 1721 - обновляются интерьеры преображенской резиденции Петра.
  • 1722 - Ново-Преображенская усадьба разбирается, а через год Петр сжигает ее.
  • 1762 - Указ императора Петра III, разрешавший беглым старообрядцам вернуться в Россию.
  • 1768 - закончено строительство нового каменного храма Преображения. В 1781 году к нему были пристроены колокольня и придел Петра и Павла.
  • 1771 - чума и голод в Москве. Илья Ковылин, Зенков и другие старообрядцы пишут письмо-обращение к правительству с просьбой разрешить построить на Преображенском валу больницу для беглых больных людей.
  • 1784 - 1811 - создание ансамбля двух старообрядческих монастырей. Архитектор Ф.К. Соколов.
  • 1801 - манифест предоставлял свободу различным вероисповеданиям.
  • 1809 - старообрядцы получили разрешение называть их монастыри Богадельным домом.
  • 1811 - строительство Крестовоздвиженской часовни.
  • 1847 - Николай I отдает приказ о назначении попечителем Преображенского дома генерал-адъютанта графа Строганова.
  • 1854 - в мужской половине Преображенского богадельного дома учрежден единоверческий приход.
  • 1865 - учреждение Никольского единоверческого монастыря.
  • 1879 - возведение шатровой колокольни. Архитектор Ф.Ф. Горнастаев.
  • 1906 - Высочайший манифест от 17 октября, известивший восстановление гражданских прав старообрядцев.
  • 1971 год - снятие "проклятий" со старообрядцев.